Словарь игрового сленга
Первое: словарь не претендует на всеохватность – в словаре представлены термины, понятия и словечки, употребляемые именно к играм; общекомпьютерная лексика и сленг форумов и чатов вынесен за скобки.
Второе: специфическую лексику многопользовательских онлайн-игр лучше смотреть здесь:
Третье: Да, этот словарь предназначен в первую очередь для новичков!!
Адве́нчура (от англ. adventure приключение, бродилка) – разновидность квеста, отличается более динамичным действом и необходимостью применять оружие.
Аддон – дополнение к игре. Обычно добавляются дополнительные миссии, виды оружия, другие элементы игры. Обычно требует установки оригинальной игры.
Апгрейд – в компьютерных играх обозначение какой-либо модернизации, улучшения (например, добавление к оружию прицела, дополнительной рукояти, магазина большего объёма).
Ба́тла (Бээ́ф) – обозначение какой-либо игры из серии Battlefield.
Баффы (англ. buffs) – эффекты, каким либо образом, на время, изменяющие характеристики персонажа.
Близард (от англ. blizzard снежная буря) Blizzard Entertainment – компания-разработчик и издатель компьютерных игр. Студия является создателем культовых игры серий Warcraft, StarCraft и Diablo.
Бетезда (Бэтэсда) – компания-разработчик и издатель игр Bethesda Softworks LLC.
Бокс-арт – обложка упаковки диска.
Бот:
1) см. ИИ;
2) пренебрежительное название игрока с низким уровнем опыта.
Bullet time – эффект, применяющийся в фильмах и компьютерных играх, создающий замедленное время, при котором можно разглядеть летящие пули и их следы в воздухе.
Босс – уникальный и исключительно сильный бот в локации.
Бульдозер (также комбайнер) – игрок, не использующий мышь в играх жанра шутер, а играющий только на клавиатуре.
Вов (WoW, ВоВ, Вовка, Вовчик) MMOG World of Warcraft.
Вылиталкер (Зависалкер) – РПГ S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky.
Геймдейв (от англ. game игра и development разработка) – процесс производства компьютерных игр.
Госу (госак от корей. gosu) – человек профессионально играющий в игры за деньги.
Головоломка (англ. puzzle) – название жанра компьютерных игр, целью которых является решение логических задач, требующих от игрока использования логики, стратегии и интуиции или в иных случаях некоторого наличия удачи.
ГВ (GW) – MMOG Guild Wars.
ГГ (от Главный Герой; также Герой, перс, PC (Playable character)) – персонаж, которым вы являетесь в данном игровом мире и чьё поведение и поступки вы на 100% контролируете.
Геймплей ( от англ. gameplay дослов. играбельность ) – внутриигровая механика, совокупность определённых методов взаимодействия игры с игроком. Также геймплей – сам игровой процесс.
Геймер (англ. gamer) – человек, играющий в компьютерные/видео игры.
Deathmatch (русск. бой насмерть) – вид геймплея многопользовательской компьютерной игры, в котором игроки перестреливаются друг с другом по особым правилам.
Джевел – квадратная упаковка для диска из прозрачной пластмассы.
Диа́бло (Дю́бель, Дебло́ид, Дябло) – РПГ из серии Diablo.
DLC (дэлэцэ, дээлэс; от англ. downloadable content загружаемый контент) - форма распространения цифрового медиаконтента (медиаданных) через Интернет. Фраза «загружаемый контент» относится к информационному наполнению (контенту), который создан для компьютерных игр и который выпускается отдельно от основной игры. Тем не менее, понятие использовалось для обозначения любого типа цифрового развлекательного контента, который распространялся онлайн.
Демка (демо-версия) – неполная (ознакомительная) версия игры.
Дроп – предметы, найденные на теле убитого противника.
Джедай – человек, который не воспринимает игры без лазеров, ракет, роботов и т. д.
Думарь – игра DOOM. Производное: «думать» - играть в DOOM; «думер» - заядлый игрок в DOOM.
EA – американская корпорация Electronic Arts
Ждалкер (Дождалкер) – РПГ S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl
Задро́т компьютерный (манч, дроч, хрон) – зацикленный на играх человек.
Золото (также: золотое издание, редакция, финальная, RTM версия; от англ. Release To Manufacturing) – обозначение готовности продукта к тиражированию и выпуску.
Персонажей компьютерных игр, управляемых искусственным интеллектом, делят на:
1)NPC (энписи; от англ. non-player character неигровой персонаж) как правило, эти ИИ-персонажи являются дружественными или нейтральными к человеческому игроку;
2)боты – враждебные к игроку ИИ-персонажи, антропоморфной формы, наиболее сложны в программировании;
3)мобы ( от англ. mob монстр) – враждебные к игроку «низкоинтеллектуальные» ИИ-персонажи, в форме представителей флоры и фауны (в том числе и вымышленные).
Ив (Еве, Ева, Ива) – MMOG EVE Online.
Инвентарь – место, где содержатся все предметы, которыми персонаж владеет. Инвентарь, как правило, по способу организации делится на слоты, ячейки и вес переносимых предметов.
Кастовать – произнесение/творение заклинания.
Кроссплатформенная игра – игра, работающая более чем на одной аппаратной платформе и/или операционной системе.
Комбо (от англ. combination комбинация) – термин, используемый в компьютерных играх для обозначения определённой последовательности действий, обычно выполняющихся с жёсткими ограничениями по времени и приносящих игроку значительную выгоду или преимущество.
Квест:
1) компьютерная игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач;
2) задание в РПГ, которое требуется выполнить персонажу (или персонажам) для достижений игровой цели. После выполнения вы получаете опыт, деньги, репутацию, вещи, одежду, оружие и т. д.
Казуал (от англ. casual случайный, нерегулярный) – человек, который серьёзно и постоянно не играет в игры и глубоко ими не увлекается, а время от времени проявляет интерес.
Квака (Квага, Ку) – шутер Quake Произвд: квакать – играть в Quake. Квакер – игрок в Quake.
Квик-эвэнты (QTE, Quick Time Events) – элемент некоторых компьютерных игр. Сводится к тому, что на мониторе высвечиваются определённые клавиши или их сочетания, и игрок должен вовремя нажимать на соответствующие клавиши, чтобы персонаж производил определённые действия.
Киллстрики (англ. killstreak rewards) – серии убийств, за которые игрок получает какой-либо бонус, награду.
Кемпер – игрок, часто занимающий неприметную позицию и находящийся там долгое время, для того чтобы отстреливать пробегающих мимо противников.
Кооператив (от англ. cooperative game совместная игра) – режим компьютерной игры, в котором несколько человек играют на прохождение. Обычно это однопользовательская игра, модифицированная для нескольких человек.
Качаться – набирать опыт убивая монстров или выполняя квесты.
Контра (Контра, Страйк, ЦСтрайк, КС, ЦС, Коунтер-Стрике, Кемпер-Страйк, КСка, Контора, Контроид) – шутер Counter-strike.
КоД (CoD, СоД, Калда, Кувалда) – какая-либо игра из серии Call of Duty
Линейка (Лина́га, Линяга, ЛА2) – MMOG игра Lineage II
Левел (лэвэл) – игровой уровень.
Лотро – MMOG Lord of the Rings Online
Лут – совокупность предметов, которые игрок получает во время игры (торгуя, убивая врагов, и т. п., а также в награду за выполнение квестов).
Мод (сокр. от модификация) – модификация или дополнение к компьютерной игре, написанное, как правило, сторонними разработчиками или любителями с помощью SDK, прилагающегося к игре или специальных, разработанных для модифицирования игр любительских программ. В отличие от аддона, при его разработке часто радикально изменяет баланс сил (в стратегиях) или набор оружия и возможности героя (в шутерах).
MoH – шутер из серии Medal of Honor.
Мора – РПГ The Elder Scrolls III: Morrowind.
Мониторщик - игрок, в мультиплеерах, который, будучи наблюдателем, сообщает игрокам своей команды о действиях и позициях игроков команды противника.
Мидквел – книга, кинофильм или компьютерная игра, сюжетно связанные с событиями, которые развиваются параллельно с главной сюжетной линией и которые могут переплетаться с оригинальными событиями.
Мультиплеер – режим игры через сеть или иначе, когда в одной игре совместно (или друг против друга) сражаются несколько игроков.
Моб – см. ИИ
MMO(G) (от англ. Massively Multiplayer Online Game массовая многопользовательская онлайн-игра) – сетевая компьютерная игра, в которой одновременно участвует большое количество игроков. Основным отличием MMO от большинства стандартных сетевых компьютерных игр являются два фактора:
1)MMO функционирует исключительно через Интернет - стандартные мультиплеерные игры могут функционировать и через локальную сеть;
2) в MMO одновременно участвует несколько тысяч человек – количество одновременных участников в стандартных мультиплеерных играх ограничивается приблизительно сотней человек, а в большинстве случаев 64-мя или 32-мя игроками.
По жанру онлайн-игры делятся на два больших типа:
1) Служба «ищу партнёра», то есть, игра в шахматы, покер, шутер от первого лица, автосимулятор и другие традиционные игры с возможностью найти партнёра в Интернете;
2) Онлайн-мир – игра, в которой большое количество персонажей «живут» в одном виртуальном мире. В свою очередь, онлайн-миры делятся на:
• Массовые викторины;
• Массовые стратегические игры. Как подвид, спортивные менеджеры;
• MMORPG – массовая многопользовательская ролевая игра;
• MMOFPS – массовый многопользовательский шутер;
• MMORTS – массовая многопользовательская стратегия в реальном времени;
• И другие, более редкие типы. Например, симуляторы войны, авиасимуляторы с диспетчерской службой.
NPC (энписи) – см. ИИ
Нуб (от англ. noob, newbie) – новичок в какой-либо области в Интернете, чаще – неопытный участник или пользователь сетевых или онлайн-игр.
Нубомёт (туба) – название любого ручного гранатомета, позволяющего неопытным игрокам (нубам) легко убивать опытных геймеров, т.е. позволяющего сражаться не «по-рыцарски».
Обла – РПГ The Elder Scrolls IV: Oblivion.
Отец – игрок в компьютерные игры, достигший совершенства в своём деле.
При́квел – книга, кинофильм или компьютерная игра, время действия которого, происходит до событий ранее созданного произведения и предшествующие им по внутренней хронологии.
Превью (от англ. preview предварительный просмотр) – презентация игры, которая скоро выйдет.
Перк – особый бонус для определённого игрового навыка, который персонаж получает достигнув какого-либо уровня или купив его за определённое количество очков опыта.
Прокачка – исполнение героем определённых действий в результате которых улучшается одно или несколько характеристик/навыков.
Реиграбельность (англ. replayability, replay value) – свойство компьютерной игры быть интересной при повторном прохождении.
Релиз – выпуск фильма/игры в прокат/продажу.
Респаун – в компьютерных играх повторяющееся появление какого-либо объекта или персонажа игрового мира, происходящее в определённой точке (точке респауна) в игровом пространстве.
РПГ (RPG; англ. Role-Playing Game) – жанр игр, в которых игрок управляет одним или несколькими персонажами, обычно, обладающими рядом умений, которые увеличиваются при убийстве врагов и выполнении заданий, причём развивать можно не все, а выбирая приоритетные, в итоге получая персонажи с разными свойствами. Игровой процесс строится на обследовании игрового мира, общения посредством диалогов с энписи; боях с разного рода противниками и выполнении заданий-квестов, вознаграждающихся тем или иным образом. РПГ отличаются проработанными сюжетом и сеттингом.
Рандомщик – игрок зажимающий спуск при стрельбе, т.е. стреляющий длинными очередями практически наугад.
Слэшер (от англ. slash рубить, резать) особая разновидность файтингов, специализирующаяся на холодном оружии.
Сквад – группа игроков действующих согласно одной тактике.
Стелс-экшен (шпионский боевик) – жанр компьютерных и видеоигр, в которых игроку требуется незаметно перемещаться, прятаться, скрытно и элегантно убивать врагов, и избегать обнаружения, чтобы выполнить миссию.
Симуляторы – жанр компьютерных или видео игр, в которых игрок управляет каким-либо процессом, аппаратом или транспортным средством.
Стратегическая игра – жанр компьютерных игр, в котором залогом достижения победы является планирование и стратегическое мышление. Смысл таких игр заключается в управлении некоторым ресурсом (юнитами, деньгами, энергией), который необходимо преобразовать в преимущество над противником при помощи оперативного плана, разрабатываемого с учётом меняющейся обстановки. Различают походовые или пошаговые стратегические игры (англ. Turn-Based Strategy; TBS), где игроки поочерёдно делают ходы, и каждому игроку отводится неограниченное или ограниченное время на свой ход, и стратегические игры в реальном времени (англ. Real Time Strategy; RTS), в которых все игроки выполняют свои действия одновременно, и ход времени не прерывается.
Слот – ячейка в которую помещается только один предмет. Например, слот в оружии для помещения туда артефакта.
Спиногрыз – игрок, старающийся заходить за спину противника, тактик, хорошо знающий карту.
Спойлер – преждевременно раскрытая важная информация, которая портит впечатление от игры/книги/фильма и разрушает их интригу.
Стрейф (от англ. strafe атаковать с бреющего полета) – в компьютерных играх движение боком, «приставными шагами». Стрейф используется для перемещения, прицеливания, уклонения от атак противника. Важно, что при подобном передвижении игрок не теряет противника из виду.
Стриминг – в компьютерных играх подгрузка игровых данных, которые «скоро потребуются», прямо по ходу игры. Например: как только игровой персонаж приближается к городу, в фоновом режиме загружаются модели и текстуры города.
S.P.E.C.I.A.L. (от англ. special особенный) является аббревиатурой от этих семи характеристик:
• Strength (Сила)
• Perception (Восприятие)
• Endurance, (Выносливость)
• Charisma (Обаяние)
• Intelligence (Интеллект)
• Agility (Ловкость)
• Luck (Удача)
S.P.E.C.I.A.L. является системой создания персонажа, разработанной в 1996 году специально для компьютерной игры Fallout.
Се́ттинг – в художественных произведениях (книгах, фильмах, настольных и компьютерных играх) описание мира, в котором происходит действие произведения, по определённому шаблону. Сеттинг может быть как реальным, так и вымышленным. Вымышленный сеттинг может включать космологию, географию, историю, художественный стиль и т. п.
Скил – какой-либо навык игрового персонажа.
Сиквел – самостоятельная игра, продолжение первой игры.
Спел – какое-либо заклинание.
Старкрафт (Ста́рик, СЦ, СК, РашКрафт, Старый, Старк) – стратегия из серии StarCraft.
Сэйв (savegame) – точка сохранения игры. В случае неудачи всегда можно загрузиться и заново начать играть с того же места. В мультиплеере сэйвов нет.
Синглплеер – однопользовательская, одиночная игра. Обычно цели одиночной игры следующие:
• Противоборство с ИИ;
• Движение к конечной цели игры (прохождение);
• Накопление очков или улучшение навыков (прокачка).
Тре́йлер – небольшой видеоролик, состоящий из кратких и обычно наиболее зрелищных фрагментов фильма/игры, используемый для анонсирования или рекламы этого фильма/игры.
Ти́зер (от англ. дразнилка, завлекалка) – рекламное сообщение, построенное как загадка, содержащее часть информации о продукте, но никак рекламируемый товар не называющее. Тизеры обычно появляются на раннем этапе продвижения товара и служат для создания интриги вокруг него.
Туман войны – термин, введённый Карлом фон Клаузевицем для обозначения недостоверности данных о положении на театре военных действий. В военных стратегиях туман войны представляет собой, как правило, покрытым чёрным цветом игровое поле карты. Используется для того, чтобы игроки не смогли видеть действия друг друга. Как правило, когда участок карты разведан, его неизменные свойства (рельеф, неразрушаемые сооружения) остаются видны, но игрок не может видеть передвижение боевых единиц противника и возведение новых зданий.
Туба – см. нубомёт. Произ.: тубер – любитель использовать тубу.
Триггер (от англ. trigger спусковой крючок) – в компьютерных играх механизм, проверяющий присутствие каких-либо объектов игрового мира в заданном пространстве или расстояние от этих объектов до специальной точки. При выполнении условий (например, объект находится в триггерной зоне и этот объект – игрок) срабатывает определённое событие или цепь событий (скрипт). Например (в случае с игроком), на него нападает враг, взрывается бомба, он проваливается сквозь землю и т. д.
У́ровень (другие названия: миссия, этап, стадия, зона, ход, эпизод, раунд, мир, карта, волна, земля, доска, фаза, акт или ландшафт) – отдельная область виртуального мира игры; обычно представляет собой определённую локацию, например, здание или город.
Фоллаут (Фалаут, Фол) – РПГ из серии Fallout.
Фраг – в компьютерных играх (чаще всего шутерах) очко, начисляемое за убийство другого игрока. В основном используется в мультиплеерах, в первую очередь в игровом режиме deathmatch, целью которого является уничтожение как можно большего числа противников.
Фича (фишка; англ. feature особенность, необычное свойство):
1) какое-либо нововведние в геймплее игры отличающее её от соратников по жанру;
2) свойство-отличительный знак, брэнд какой-либо серии игр.
Фаербо́л – огненный шар магической природы, применяемый для атаки.
Халф(в)а – шутер из серии Half-Life.
Хинт – идея или совет, позволяющий схитрить в компьютерной игре и, например, пройти сложное место простым путём. Появляется в результате недосмотра программистов и не является ошибкой программы. Иногда используется в более широком смысле, как некоторая хорошая идея, позволяющая сложную работу сделать гораздо легче.
Хиросы – стратегия из серии «Герои меча и магии» (Heroes of Might and Magic).
Цива – стратегия из серии Sid Meier’s Civilization.
Читер (от англ. cheat код) – игрок использующий встроенные коды или взламывающий игры, для того чтобы получить какие-либо бонусы: дополнительное оружие, здоровье, бессмертие. Произв.: чи́терство.
Чек-пойнт (от англ. checkpoint пометка) – сэйв, дающийся за достижение какой-либо точки в локации или за выполнение какой-либо части задания миссии.
Шу́тер (стреля́лка) – жанр компьютерных и видео игр. Смысл игры в стрелковом поединке между ГГ и вражескими ботами. Такие игры требуют от игрока отличной реакции, точности, умения приспособиться к особенностям того или иного вида оружия.
Экшен (экшн; от англ. action действие) – жанр компьютерных игр, в которых успех игрока в большой степени зависит от его скорости реакции и способности быстро принимать тактические решения. Действие таких игр развивается очень динамично и требует напряжения внимания и быстрой реакции на происходящие в игре события. При этом в качестве основного средства воздействия в игре, как правило, используется какое-либо оружие.
Экспанд (от англ. expansion экспансия) – в стратегиях – дополнительная база, создаваемая игроком для одновременной добычи ресурсов в нескольких точках карты.
Юнит (от англ. unit единица) в стратегиях боевой или мирный бот, которым игрок в той или иной степени может управлять.
Источники:
1) Википедия
5) перефразируя одну поговорку - С Инэта по нитке.
6) я
З.Ы. Если Вы не нашли какое-либо слово или не согласны с определением какого-либо понятия, то пишите правильный на Ваш взгляд вариант в комментариях - при накоплении определённого количества поправок, пост будет отредактирован.